Что такое юзабилити?

Что такое юзабилити?

Поделитесь статьей
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Я написал уже много статей для блога и вдруг осознал, что так и не упомянул о понятии юзабилити. Я уверен, что каждый много раз слышал это слово, но далеко не все понимают, что же значит это понятие. Даже если вы имеете представление о юзабилити веб-сайта, вам не повредит прочитать эту статью.

 

Usability в переводе с английского — это «удобство использования», «практичность». Вот такое определение юзабилити веб-сайта дала организация стандартизации ISO:

 

Юзабилити — это степень эффективности (сейчас принято говорить о результативности — то есть, на сколько легко, на сколько возможно добиться полезного результата), результативности, продуктивности и удовлетворенности с которой определенный пользователь решает определенную задачу в определенных условиях.

 

Определение тяжеловесное и не всем понятное, поэтому давайте разберемся с отдельными компонентами юзабилити. Пять элементов юзабилити определили Якоб Нильсон и Бэн Шнайдермэн и на мой взгляд они дают лучшее определение этого понятия.

 

Простота обучения

 

Насколько быстро пользователь сможет освоить выполнение простых задач, если до этого он никогда не видел интерфейс системы?

 

Звучит как логичное требование, но многие сайты еще далеки до идеала. Недавно я пытался скачать файл с облачного хранилища. Для скачивания мне пришлось отправить запрос на предоставление доступа моему емайлу, потом проверять свою почту. Я потратил немало времени но так и не понял, как мне это сделать, потому что в итоге выскочила ошибка. Зачастую не так то и просто разобраться в отдельных функциях веб-сайта, как найти нужный раздел каталога или найти необходимую информацию на сайте. Это приводит к потере времени, снижению производительности труда, а также к тому, что пользователи больше не вернутся на сайт.

 

что такое юзабилити

 

Эффективность использования

 

После того, как пользователь научился пользоваться системой, насколько быстро он сможет выполнять задачи?

 

Мой знакомый недавно пытался зарегистрироваться на оном из сайтов фрилансеров. Сайт использует свой инновационный дизайн, что иногда вредит здравому смыслу. Даже после того как удалось разобраться в меню и зарегистрироваться в личном кабинете, процедура загрузки резюме показалась сильно запутанной. Принимая во внимание, что пользователь теряет интерес после 8.25 секунд, эффективность выходит на первое место, потому что пользователь поймет, что ему делать, или уйдет с сайта.

 

Запоминаемость

 

Если пользователь работал ранее с системой, сколько он смог запомнить и не придется ли ему изучать систему снова?

 

Вот моя история про Google AdWords. Мы уже использовали рекламу пару лет назад и недавно решили возобновить кампанию. Но после того как я вошел в аккаунт, я не понимал что мне делать. Пару лет назад я прочитал много справочной информации и хорошо ориентировался на сайте, но после обновлений, мне снова пришлось учиться практически с нуля. Для этого был лишь один способ…обучающие видео и трата времени.

 

Количество и серьезность ошибок

 

Как часто пользователь ошибается при работе с системой, насколько серьезны эти ошибки и как их исправить?

 

Если вы не совершаете ошибок, значит, вы ничего не делаете. Всем знакома эта фраза, не так ли? Ошибки неизбежны, даже если вы очень концентрируетесь на работе и имеете опыт за плечами. Количество ошибок выше в дизайне, в котором нет инструкций, подсказок и понятной логики процессов.

 

Возвращаясь к тому сайту фрилансеров. Попытка использовать нестандартный интерфейс с большим количеством иконок привела к тому, что сайт стал неудобным и непонятным для конечного пользователя. Пользователь не знает, как ему выполнить определенную задачу и происходит ошибка.

Что такое юзабилити

 

Субъективное удовлетворение

 

В какой мере пользователю нравится работать с системой?

 

Вы можете подумать, что восприятие дизайна субъективно и зависит от конкретного посетителя, но есть генеральные правила, которые применимы ко всем. Вот где поведенческие факторы помогут вам объяснить, как пользователи распознают объекты.

 

Первый веб-сайт, который приходит на память, когда мы говорим о дизайне, это сайт доставки китайской еды, который я недавно использовал. Я хотел заказать что-то на ужин и решил найти какое-нибудь новое место и возможность доставки на дом. На этот веб-сайт было грустно смотреть. Отсутствие контраста между цветом фона и текстом делало текст неудобным для чтения, трудно было разобраться куда кликать, мигающие баннеры отвлекали, и общее впечатление от дизайна было не очень. Я все-таки оформил заказ, и качество еды было отличным. Но при наличии достойных аналогов, я вряд-ли вернусь на этот веб-сайт снова. Не трудно догадаться почему.

 

Сегодня разработчики сайтов уделяют все большее внимание этому заковыристому слову, поскольку именно от юзабилити веб-сайта часто зависит популярность бизнеса и, как следствие, его успех на рынке. Если вашему сайту нужен аудит юзабилити, вы можете обратиться к нам.

 

Вы можете поделиться вашими мыслями в комментариях.

 


Поделитесь статьей
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  


Дмитрий
Дмитрий
Дмитрий - веб-дизайнер, разработчик и менеджер по проектам с опытом работы 15 лет. В настоящее время работает в QDESIGN студии веб-дизайна.
Нет комментариев

Отправить комментарий

success
Спасибо! Скоро мы вам ответим!
Вернуться на главную
fail
Извините, ошибка! Пожалуйста, попробуйте снова!
Вернуться на главную